Водолечебница Тыну в селе Абая
В начале ХХ столетия на границе сел Абая и Мерья было небольшое хозяйство Яагу (ныне это хутор Кингсепа). Жил там Тыну Кингсепп со своей семьей, возделывал небольшую пашню и портняжничал. Тыну был активным человеком: был членом Союза обороны, помощником волостного старосты, пел в церковном хоре, отпевал на дому ушедших в мир иной и сопровождал их на пути в церковь. В окрестностях, а также по всей Эстонии Тыну прославился лечением от многих болезней как теплой, так и холодной водой, а также своим электрическим массажным аппаратом, питавшимся от батареек для карманного фонарика. Его близкий к природе метод лечения был крайне прост. К сидячим ваннам с настоем лекарственных трав и обливанию прохладной водой прибавлялся согревающий легкий бег по залу лечебницы. При необходимости делались примочки и компрессы, но только с природными средствами. В воду для ванны Тыну прибавлял труху от луговой овсяницы, нарезки овсяной соломы, молодые сосновые побеги и много прочего – в соответствии с болезнью. Тыну был знатоком лекарственных растений, умел их собирать, хранить и использовать. Для водных процедур он использовал особо хорошую воду из собственного колодца, которая даже в летнюю жару имела температуру всего четыре-пять градусов.
Интерес Тыну к народной медицине пробудился в молодости, и его усугубила прочтенная книга „Neue Heilmethode” (Новый метод лечения), где говорилось о лечении водными процедурами. Полученные в книге знания Тыну испытал на своей помощнице Луйзе, которая страдала от сильных ревматических болей. Результаты оказались многообещающими, Тыну продолжил свои эксперименты и понемногу обрел известность как целитель. На деньги, заработанные портняжной работой, он построил небольшую водолечебницу. Сам он любил приговаривать, что свою лечебницу он заработал иглой.
Больше всего посетителей в лечебнице Тыну было летом. Одновременно Тыну принимал до десяти лечащихся. С пациентами мужского пола занимался сам Тыну, с женщинами его помощница, пожилая барышня Луйзе. Питание пациенты должны были привезти с собой, но еду можно было купить на соседних хуторах или в магазине, до которого было километра два. Многие лечившиеся говорили, что у Тыну их состояние быстро улучшилось, чего не удавалось достичь городским докторам, несмотря на их капли и порошки. Но бывали и такие пациенты, которым не удавалось вылечиться.
Все приемы оказания помощи Тыну приобрел самостоятельно. При некоторых болезнях, например, пациента завертывали в намоченную в колодезной воде и слегка отжатую простыню, поили горячим мятным чаем и укладывали лежать под толстым одеялом. Других же заставляли по утрам после восхода солнца ходить босиком взад-вперед по краю болота в мокрой от росы траве, доходящей до колен. Многим помогал избавиться от боли в руках и плечах электромассажный аппарат.
Тыну не смог официально зарегистрировать свою водолечебницу, так как выполнение всех требований санитарной гигиены было ему не под силу. Однако власти знахаря-самозванца особо не притесняли – Тыну предъявлял им толстую книгу отзывов с благодарственными записями бывших пациентов. Так как за лечение плата в прямом смысле не взималась, не возникало проблем и с налоговой службой.
Тыну Кингсепп умер 1 декбря 1949 года в возрасте 84 лет и 11 дней. Он похоронен на кладбище в Коэру.
Рюндо Мюльтс, 2016