Село Кареда
Кареда – село с достопочтенной историей. Люди селились на этом месте предположительно еще в первом тысячелетии. Кареда располагалось на перекрестке многих дорог и являлось центральным селением древнего уезда Ярвамаа. Оно четырежды упоминается в Хронике Ливонии Генриха Латвийского. Таким образом Кареда (Carethen) является старейшим селением Ярвамаа, отмеченным в письменном источнике.
Генрих повествует, что во время своего первого похода в Ярвамаа в 1212 году крестоносцы сосредоточились в селе Кареда, которое было «весьма живописным и многолюдным», и разорили его. В 1217 году, во время второго своего похода крестоносцы вновь прибыли в Кареда и «сожгли его и разорили всю его округу». В 1220 году, когда Ярвамаа был уже покорен, крестоносцы дрались в Кареда с островитянами с острова Сааремаа, прибывшими сюда в роли карателей, раздраженных покорностью ярвамааских жителей перед распространителями христианской веры. В четвертый раз Генрих упоминает Кареда в связи с визитом представителя Папы Римского Вильгельма на эти земли в 1226 году. В Кареда епископ Вильгельм встретился со старейшинами Ярвамаа.
В 1227 году Ярвамаа перешел во владение ордена Меченосцев (позднее Ливонского ордена). Когда в Пайде было построено городище ордена, центр был перенесен туда.
После владычества ордена, длившегося почти три с половиной века, местность была подчинена власти Щвеции, а потом Российской империи. Чума, разразившаяся здесь после Северной войны, сделала и здесь свое черное дело – Кареда почти полностью опустело. Однако постепенно село возродилось, и к концу XVIII века здесь было более 400 жителей. Рекордное число – 598 жителей – зафиксировано в 1858 году. В ХХ веке число жителей все сокращалось и в 2012 году их насчитали всего лишь 45.
Когда-то в Кареда хутора располагались беспорядочно, но к концу ХIХ века, когда хуторяне стали покупать земли в собственность, в результате разделения земель на участки, хутора выстроились в ряд. После разделения крестьянских земель в собственность по состоянию на 1882 год в Кареда было 33 закрепленных землевладения, 30 из них принадлежали хуторам, 3 помещечьему имению. Для сравнения можно отметить, что в 2012 году на этой земле было 112 недвижимостей, принадлежавших 92 собственникам.
По природным данным село Кареда расположено в зоне карстовых родников. Ранее здесь насчитывалось 29 родников. Окрестности Ярва-Пеэтри – крупнейший в Эстонии район исконных вековых полей. Почва здесь плодородная, народ трудолюбив, жизнь развивается на хорошем уровне. Хутора занимались земледелием и животноводством. В период между двумя мировыми войнами на хуторах появились обширные яблоневые сады, плантации ягодных кустарников, держали чистокровный молочный скот, выращивали чистокровных лошадей. Проводились соревнования доильщиков, различные курсы, создавались товарищества, на хуторах строились новые жилые дома, коровники, конюшни и вместительные гумна. Дорогу в селение вымостили. Первым владельцем автомобиля на селе стал хозяин хутора Кярнери Юри Таурус – ему принадлежал грузовик марки Studebaker.
Война, советская оккупация, депортации жителей и организация колхозов разрушили былое богатство села. В 1941 году в Кареда произошла начавшаяся с налета Немецкой авиации битва между немцами и красными. Село подверглось артиллерийскому обстрелу. Многие хутора были сожжены в пожарах еще в 1940 году. В трудные первые годы коллективизации многие хутора опустели, остались без присмотра и постепенно разрушились. В 1960-е годы посреди села были построены колхозный скотный двор и свинарник, на окраине села в 1980-х годах возвели комплекс зерносушилок и зернохранилищ. Общий вид села Кареда, как впрочем и всех других сел Эстонии, преобразился до неузнаваемости.
Однако, как и во всей Эстонии, в 1980-х годах возрос интерес жителей Кареда к истории своего села, люди стали участвовать в движении за возрождение родного края, стали организовывать и проводить сообща совместные мероприятия. В ходе реформы собственности 1991 года бывшим владельцам или их наследникам были возвращены хутора и их земли.
Здесь у каждого хутора своя особенная история. Все истории пересказать здесь невозможно, остановимся на некоторых.
На хуторе Санге (Сандре Тоома) семья живет в жилой риге, построенной в XIX веке. Жилище перенесено в свое теперешнее местонахождение на рубеже XIX–ХХ веков. Несмотря на трудности такого перемещения, оно сохранило свой первоначальный вид и содержится в образцовом порядке. В стене жилой риги заметно приспособление для изготовления гнутых деревянных изделий (например, санных полозов или дуг для упряжи).
На землях хутора Колли сохранился фундамент старинной водяной мельницы. Первая из здешних мельниц стояла здесь еще 1544 году. В 1882 году мельничный хутор купил Яков Венде, и с тех пор место так и называется: мельница Венде.
В воротах мельничного хутора установлена памятная доска родившемуся здесь военачальнику Эстонской Республики, участнику Освободительной войны полковнику Якобу Венде. В Освободительной войне из числа жителей села Кареда участвовали 31 человек.
Хутор Сепа Марди (Сепа) испокон веков был домом сельского кузнеца. Кузница и по сей день расположена на хуторском дворе.
На хуторе Таавети (Таавети-Хансу) в семье двоюродной сестры в 1918–1919 годах жил Эдуард Вийральт. Отсюда он ушел на Освободительную войну служить на бронепоезде. В здешнем яблоневом саду и по сей день одна из яблонь числится как «Вийральта особая». Кроме того, хозяин хутора Таавети Роберт Вольк выучился под руководством Антона Старкопфа на скульптора.
У жилого дома примечательная передняя, опирающаяся на столбы, – так она была построена в 1903 году и стоит поныне.
Жилой дом Рамби (магазин Меэклера) – это здание, построенное под магазин в начале ХХ века. До войны магазин держала семья Меэклер, а название сохранилось поныне. Здесь в ту пору был также центр телефонной и почтовой связи. Меэклеры купили магазин у купца Матвея Прууля, который выделил участок для магазина из земель хутора Кору, где магазин работал еще в 1890-х годах.
На хуторе Аллика стоит старейшее зернохранилище села (с 1812 года). Хутор поныне принадлежит потомкам Михкеля Корна, купившего хутор в собственность в 1882 году.
Жилой дом хутора Андрезе, построенный в 1933 году, – хороший пример сельского жилища нового типа с чердачным этажом и остекленной верандой. В селе Кареда он единственный в своем роде. Сейчас дом принадлежит потомкам бывших владельцев, которые содержат его в образцовом порядке.
Паулине Арме, которая была хозяйкой хутора Кору, – известная сказительница.
Хуторской дом Ванакооли (Кооли) – жилая рига, которая была построена под школу в 1867–69 годах на участке, выделенном из земель поместья Эсна. В этом же доме жил учитель, который содержал хутор. Зарплату учителя ему выплачивала волость. Дети учились в школе три зимы. Занятия трех классов проходили в одной общей классной комнате.
Волостная школа в Кареда действовала еще с 1820 года, но точное ее первоначальное месторасположение неизвестно (предполагалось, что школа была в жилой риге хутора Юхани, а также, что на хуторе Колли). Однако известно, что сельская школа в Кареда была основана еще в 1775 году.
Начальная школа Эсна была закрыта в 1970 году – получается, что в Кареда дети обучались грамоте в течение 150 лет. В середине XVIII века в приходе Пеэтри была наиболее густая сеть сельских школ во всей Северной Эстонии. После закрытия школы в школьном здании были устроены квартиры для колхозных рабочих. Сейчас здание в частной собственности.
Хутор Карьямаа приобретен в частную собственность еще в 1872 году. Бòльшая часть хуторов села Кареда была выкуплена полностью в 1882 году, но первая волна выкупов имела место в 1872–1973 годах.
На хуторе Карьямаа были первые на селе чистые хлев и свинарник, а также самый обширный яблоневый и ягодный сады с большим разнообразием видов. Жилой дом хутора занесен в реестр культурных памятников. У него сохранились декоративные детали, присущие строениям царского времени: кружевные наличники окон, резные карнизы и пр. Жестяные трубы, выходящие из стен наружу – это вентиляционные трубы. Такая своеобразная система вентиляции использовалась в местной строительной традиции.
Хутор Вярава (Тыну) назван по стоявшим здесь когда-то воротам, через которые выгоняли скот на пастбище. Жилой дом хутора с полуперекрытым двором и подсобными строениями создает своего рода ансамбль. Стоит обратить внимание на крыши, крытые цементными, вручную изготовленными черепицами.
От перекрестка у автобусной остановки Кареда направляемся к памятному камню Кареда и идем дальше, мимо хуторов Вягара и Вайну в сторону Пеэтри.
Хутор Вягара (ныне хутор Альма) в 1882 году полностью выкупил в собственность Сандер Рюстерн. Фамилия Рюстерн происходит от большого вяза на дворе хутора. На немецком вяз – Rüster. Хутор оставался во владении одной семьи на протяжении века. Последней представительницей семьи Рюстерн была здесь Альма Каттерберг (урожденная Рюстерн), художница по кожаным изделиям. Ее супруг Эрих Каттенберг был художником по металлу. В колхозные времена хутор был превращен в птицеферму и художники стали ухаживать за курами. Нынешние владельцы хутора – члены семьи Сейре.
У ворот хутора Вягара стоит памятный камень села Кареда, установленный в 1988 году в честь первого письменного упоминания села. Работу камнетеса выполнил Роберт Вольк с сыновьями Яанусом и Пеару из хутора Таавети-Хансу.
Жилая рига хутора Вайну, построенная из известняка, была отмечена на карте 1869 года, но самая старая ее часть относится предположительно к 1820 году. В стене риги построен нужник – вполне вероятно это один из первых подобных помещений в хуторских жилищах Эстонии.
Хутор приобрел в собственность в 1872 году Март Сейре, и семейству Сейре он принадлежит через многие поколения доселе. Большая семья Сейре всегда была активной, но особо выделился Антс Сейре (1933–1997) – активный краевед и зачинщик многих сельских мероприятий. Памятный камень был установлен по его инициативе.
От памятного камня Кареда до Пеэтри около 3 км. Башня Пеэтриской церкви видна издалека, туда мы и направляемся.
Дайла Аас, февраль 2018 г.
Источники
„Kareda – muinas-Järvamaa süda”. Koostajad: Ado Seire, Lea Tammiste, Agnes Harjurand, Maret Tamjärv, Mati Mandel, Valdo Praust. Väljaandja: MTÜ Karessen, 2012.