Католический центр в Кодазема
В те дни, когда мы отмечаем юбилей Земли Марии, этот неприметный дом в селе Кодазема приобретает для паломника особое значение. Это как покрытая налетом патины бусина в четках паломнического пути, ожидающая, что ее почистят и вновь заставят сверкать.
В течение столетий, последовавших реформации, значение католичества в религиозной жизни Эстонии все уменьшалось. В 1925 году в Эстонии было около двух тысяч католиков. Во времена молодой Эстонской Республики сюда на миссионерскую работу прибыло несколько иезуитов, чтобы вновь превратить эту страну «в преддверии Советов» в землю Марии (Terra Mariana). Никто из них, пришедших из центра Европы, не представлял себе полностью, что ожидает их здесь, «на неизвестном севере». Некоторые из них были готовы встретиться с глазу на глаз даже с белыми медведями.
Служивший в Нарве монашествующий иерей Шарль Буржуа (отец Василий) искал мирное место, где основать монастырь, чтобы жить там простой крестьянской жизнью, осуществлять в молитве и благодеяниях миссионерскую работу, приближать к людям католическое учение.
В то время апостольским администратором католической церкви в Эстонии был патер Эдуард Профиттлих, который одобрил план отца Василия, и выбрал место для монастыря. Однако, недостаточно ограничиться лишь упоминанием Профиттлиха, – он так много сделал для католической паствы Эстонии.
Эдуард Профиттлих (Eduard Profittlich) родился 11 сентября 1890 года в Бирресдорфе, в Германии. В 1912 году поступил на учебу в духовный семинар в Трире, позднее изучал философию в Валькенбурге. В 1913 году вступил в орден иезуитов. Во время Первой мировой войны с 1916 года служил фельдшером, затем продолжил учёбу. В Краковском университете получил степень доктора философии и теологии. В 1922 году стал посвященным священнослужителем. Служил священником во многих местах, а в 1930 году был направлен в Эстонию, где вскоре стал апостольским администратором Эстонии. В декабре 1936 года в Таллинне в соборе Святых Петра и Павла был посвящен в епископы. По случаю столь важного события собор был переполнен народом: католики Эстонии (их насчитывалось тогда чуть более трех тысяч) вновь после 1558 года обрели собственного архиерея! Эстония не являлась диоцезом, поэтому сан Профиттлиха был таков: Титулярный архиепископ Адрианопольский (по угаснувшему в Турции архиепископству).
Епископ Профиттлих деловито и с полной отдачей служил расширению своей паствы, заботился о ее духовном настрое и удовлетворении ее земных нужд. Его роль в оживлении католичества на Земле Марии неоценима. Этому он посвятил всю свою энергию, сердце и, наконец, жизнь. В 1935 году он запросил и получил эстонское гражданство. Он хорошо говорил по-эстонски и свои проповеди говорил на эстонском языке.
Первое причастие в Таллинне в 1931 году. В центре епископ Эдуард Профиттлих и патер Генри Верлинг.
При вторжении в Эстонию советских войск, принесших «свободу и благосостояние», под удар была поставлена и церковь. Особенно ранимой оказалась маленькая католическая паства, которую возглавлял пастор – по национальности немец!
Профиттлих организовал отъезд священнослужителей, монахов и монахинь, сознавая, что это единственная возможность сохранить им жизнь. В 1941 году в Эстонии оставались еще только Эдуард Профиттлих, отец Генри Верлинг (Henri Werling) и отец Шарль Буржуа (Charles Bourgeois). После отбытия немцев в Германию в католической пастве Эстонии числилось всего лишь около 300 человек. Германское посольство и друзья-эстонцы советовали епископу Профиттлиху вернуться в Германию, чтобы избежать верной ссылки в Сибирь. Но Профиттлих отвечал, что во имя Божьего царства он готов на все. Он осознавал величину опасности, но сердцем своим чувствовал, что может покинуть Эстонию только по приказу Святого Отца. Так он несколько раз обращался к Пию XII (Pius XII), чтобы узнать его точку зрения. Наконец из Рима был получен ответ, что Святой Отец предоставляет ему волю решить вопрос самому. Профиттлих решил остаться здесь. В прощальном письме своим близким, находящимся в Германии, он написал: «... я был уже на грани того, чтобы отметиться в Комиссии по репатриации. Но тогда столько обстоятельств в моей жизни странным образом совпали, что я почувствовал: на то воля божья, и я остаюсь здесь. /.../ Что касается будущего, я конечно не знаю, что может мне предстоять.»
Известно, что перед ссылкой в июне 1941 года епископа предупредили, и ему удалось укрыться от депортирующих. Вскоре он возвратился в Таллинн, чтобы поддержать свою сильно сократившуюся паству. В 1941 году 29 июня церковь готовилась отметить день Святых апостолов Петра и Павла. На этой литургии епископ Профиттлих служить не смог. Двумя днями ранее, ранним утром 27 июня за ним пришли машина и семь человек из НКВД. Перед отъездом епископу позволили под стражей в последний раз помолиться перед домашним алтарем.
На судебном заседании в Кирове епископ, обвиненный в шпионаже, был приговорен к смерти через расстрел. Эдуард Профиттлих умер на 51-м году жизни 22 февраля 1942 года, до приведения в действие решения суда. В честь столетия со дня рождения епископа-мученика в сентябре 1990 года на католической церкви в Таллинне на улице Вене установлена памятная плита.
Епископ Эдуард Профиттлих.
Первое причастие в Печорах, 1932 год. В центре Генри Верлинг.
Теперь вернемся в Кодазема.
В 1936 году католическая церковь в Эстонии купила в Кодазема, во владении бывшей усадьбы Энгельгартов участок земли с постройками. К этому времени главное здание усадьбы сгорело, уцелели надворные постройки и земля, которую возделывал хуторянин Александер Куусман с семьей. Перестроенное из бывшей надворной постройки здание через год было готово. Месторасположение было именно таким, как было задумано: кругом леса, болота, рассеянные по окрестностям хутора, довольно дикая природа. Тихое и уединенное место всего в трех километрах от железно-дорожной станции Эсна.
Иезуиты надеялись создать в Эстонии унион православной и католической церквей, от чего возрос интерес Рима к деятельности в этих местах. Кодазема стало новым опорным пунктом восточного католического обряда. В этом доме велась также просветительская работа: например, крестьяне могли учить химию, иностранные языки, проводились уроки пения и гимнастики, устраивались летние лагеря для молодежи и прочие мероприятия.
На втором этаже располагалась клаузура – закрытое помещение, где жили четыре священника и четыре мирских монаха. Быт в этом доме был достаточно примитивным и требовал от священнослужителей наряду с духовным трудом еще физической силы и практических умений. Кстати, электричество было проведено в дом в 1959 году! Несмотря на все это здесь и сейчас ощутимо какое-то особенное совершенство – в природе, в атмосфере, в уединенности, в духовности. Все это создано прежде всего жившими здесь людьми.
О монашествующем священнике Шарле Буржуа (Charles Bourgeois) здесь уже говорилось. Он родился в Париже в 1887 году и умер в Сан-Паулу в 1963 году. Сам он писал, что желает способствовать католичеству, единому в вере, главе церкви и иерархии, но различному в обрядах, в языках и обычаях, в соответствии с местным народом. Патер Буржуа прибыл в Эстонию в 1932 году. Он служил во имя униона в Нарве, а затем продолжил служение в этом доме, где он устроил скромную часовню восточного католического обряда. Он жаждал быть «всемирным братом», не признающим границ. Он издавал журнал «Единая церковь» (Ühtne Kirik). Наступило советское время, и кончилась миссия патера Буржуа – он был выслан из Эстонии. Теперь, наконец, он получил возможность работать в России, о чем он мечтал с самого начала, но что в действи-тельности создало у него мрачное впечатление. Патер Буржуа написал о годах, проведенных в Эстонии, замечательную книгу, которая теперь переведена на эстонский язык и ждет издателя – для познания Эстонии тех времен это интересное чтиво как для католиков, так и для всех прочих эстонцев.
Брат Казимир Канский (Kazimir Kanski) был родом из Польши и прибыл в Кодазема вместе с отцом Василием (Шарлем Буржуа), был здесь поваром и домоправителем. Он сразу полюбил это место и всегда оставался верным стражем кодаземаского дома.
Поселенцы этого дома жили в молитвах и в труде, служа Господу, занимаясь просвещением и обращением в католичество местного люда, пока не сменилась власть.
До этого, в 1940 году, в последнем детском лагере участвовало более тридцати детей. Тогда же епископ Профиттлих продал дом при условии, что патеры смогут им пользоваться также, как небольшим участком земли и леса.
В 1989 году католическая церковь ходатайствовала о возвращении ей земли. В 1991 году дом и 9,5 га земли были отданы в ее пользование. Дом был в плохом состоянии, крыша местами провалилась, двери и окна разбиты. Теперь он в какой-то мере отремонтирован. Для католиков это место для духовных занятий. Они приходят сюда, чтобы быть наедине со своими мыслями. По-прежнему здесь организуются детские лагеря.
Представления достоин еще один иезуитский патер.
Генрих (Генри) Верлинг родился 14 декабря 1879 года в Люксембурге в богатой семье банкира. В 1900 году поступил иезуитский новициат Немецкой провинции в Австрии, в Фельдкирхе. В 1904 году начал изучать философию, в 1910 году в Кракове теологию. В перерывах между учебой был на практической работе в Фельдкирхе, где в конвикте преподавал историю, музыку, математику и французский язык. В 1912 году был посвящен в пасторы. В 1917 году дал последние обеты.
Верлинг был первым в новой волне иезуитов, прибывших в Эстонию на миссионерскую работу – это было в 1923 году. Он оставался здесь гораздо дольше других. Сначала он был пастором Тартуской паствы, где быстро завоевал уважение. Одновременно он вел духовную работу в Таллине. В 1937 году принял гражданство Эстонии. Он составил молитвенник и катехизис, перевел на эстонский язык четыре евангелия, в Тарту основал детский сад, содействовал созданию конвикта в Таллине. Был помощником епископа Профиттлиха, духовным наставником и исповедником братьев, цензировал книги и писал сам, проповедовал в домашних условиях и предпринимал миссионерские путешествия. После ареста Профиттлиха Верлинг в 1942 году стал апостольским администратором Эстонии.
Когда Советский Союз вновь оккупировал Эстонию, Верлинг был сослан на Урал, в Пермскую область. После освобождения в 1954 году он возвратился в Эстонию и поселился в маленькой комнатке в кодаземаском доме. Вместе с ним жил брат Канский. Здесь патер Генри Верлинг провел свою старость.
Тяжелый труд в лагере для заключенных погубило здоровье. Жизнь в Кодазема была для престарелого патера тяжелой как в бытовом, так и в духовном смысле, но он считал этот дом родным и не покинул его. Богатые родственники из Люксембурга убеждали его возвратиться на родину, но он отвечал им, что «надеется выдержать на этом месте до своей смерти». Преданность спасению душ перевесила любовь к родине и родственникам.
Сохранилось довольно много писем Верлинга родственникам, которые дают представление о его мыслях и повседневной жизни.
В 1958 году он писал: «Мне приходится много лежать, хожу всегда, опираясь на палку, по ухабистой дороге даже на две палки. Учеников нет, проповедовать запрещено. /.../ До тех пор, пока я еще в силах отслужить в своей комнатке миссу, мое существование оправдано».
Через каждые два месяца Верлинг ездил в Таллинн. Ему разрешено было принимать исповедь, но католическая церковь имела право действовать только в столице, в стенах собора.
В свое последнее лето он писал: «У нас уже почти целый месяц стоит жара. В моей комнатушке бывает 30–35 градусов. Поэтому я беру складной стул и мои книги и отправляюсь в парк, чтобы сидеть и лежать там, в тени огромного ясеня. Иногда я засыпаю, так как ночью в комнатке не спится. Это своеобразная жизнь, навевающая много благих мыслей».
Он отошел в мир иной здесь, в этом доме 22 февраля 1961 года.
Иезуитский пастор, дремлющий в летнем зное с книгой на коленях под тенистым ясенем, или любующийся природой и бабочками, которых он тем летом наблюдал больше, нежели прежде... А кругом повсюду Эстонская ССР!
Недолго пришлось обсуждать, куда поставить нашу следующую молитвенную скамейку. Первая была установлена в Ихасалу, где явилась и чудодействовала Святая Бригитта. Вторая – у озера Янукъярв, а третья – да будет третья здесь. Ведь чудо же, как этот дом и жившие здесь люди хранили в себе Свет и донесли его до наших дней.
Приношу всем свои извинения – история эта получилась довольно длинной. Однако я верю, найдется не мало тех, кому это будет интересно. Приношу благодарность Катрин Лаур за дополнения к биографиям епископа Профиттлиха и отца Буржуа!
Сейчас в кодаземаском доме идет основательный ремонт, второй этаж уже готов и выглядит отлично. Паломник сможет здесь отдохнуть и переночевать. В этих краях много интересного. Если есть время и желание, здесь можно провести несколько дней, поближе ознакомиться с окрестностями, а затем продолжить путь паломника.
Дайла Аас, лето 2015 года
Когда я в 2015 году писала для сайта нашей паломнической тропы о католическом центре Кодазема и о связанных с ним католических священниках, я была наслышана о патере Ги, но ничего толком о нем не знала. Не знала я о нем и когда писала тексты для молитвенной скамьи в Кодазема. Все изменилось при просмотре исключительного по воздействию фильма Андри Луупа («Патер Ги». Сценарист, режисер и оператор Андри Луур, 2018 год).
Попытаюсь вкратце описать жизнь патера Ги. Однако не просто выразить словами чувства, рожденные фильмом, и озарение, вызванное пониманием исключительности его личности.
Патер Ги, гражданское имя которого Ги Барбье де Куртэ (Guy Barbier de Courteix), родился в 1921 году во Франции. Юноша из дворянской семьи учился в школе братства маристов. Во время Второй мировой войны, в 1940 году, когда немцы оккупировали Францию, Ги был отправлен в Германию, на военный завод, производящий бомбы.
Там Ги присоединился к Движению Сопротивления. Вместе с единомышленниками намечалось сделать бомбы невзрываемыми, но Гестапо настигло их. Ги пришлось пройти путь через пять тюрем и четыре концлагеря. Ему чудом удалось пережить все ужасы этих испытаний. Сам он говорил: это осуществилось благодаря мощи молитв.
Патер Ги с благодарностью вспоминает русских, которые дважды спасли ему жизнь. Однажды, когда у него не было больше сил двигаться по лагерю, и ему грозил расстрел на месте, один русский подхватил его и потащил с собой. Второй раз это случилось, когда при окончании войны русские освободили заключенных концлагеря.
После войны он выучился на священника и в 1951 году был освящен на должность. Патер Ги служил рабочим священником на заводах в Лионе, затем продолжил учебу в Римском университете Коллегиум Руссикум, так как вознамерился направиться на миссионерскую службу в Россию. Однако, так как поехать в Россию было невозможно, в 1964 году он был направлен в Финляндию. Там он на протяжении 20 лет руководил благотворительной организацией Эммаус.
Патер Ги всегда находился там, где в его помощи и поддержке больше всего нуждались. Также, как он в Лионе работал вместе с заводскими рабочими, он и в доме Эммауса жил вместе с пострадавшими в жизненной борьбе. Содержанием жизни и существования патера Ги было служение людям и облегчение их страданий. Служением людям он служил Богу. Он безусловно посвятил себя помощи страждущим, сам сознательно живя в бедности. Пять часов в сутки он проводил в молитвах, дающих силу помогать другим.
Патер Ги впервые посетил Эстонию в 1990 году. С 1992 по 1996 годы он был викарием
Эстонской католической церкви, после этого был аудитором церковного суда.
Он пользовался каждой возможностью посетить Финляндию. Дом Кодазема также стал
для него излюбленным местом – здесь в маленькой капелле он служил мессу – даже когда в капелле не было никого кроме него самого. Дом был ветхий, все время надо было что-то ремонтировать и приводить в порядок. Патер Ги сам чинил, строил, доставал нужные средства и материалы. Необходимые инструмента всегда были у него под рукой.
В последние годы жизни патер Ги действовал также экзорцистом – заклинателем от злого духа. Пусть это кажется нам невероятным, пусть каждый сам для себя решит, как к этому относиться, но как Эстонии, так и в Финляндии есть люди, которых спасла мощь молитв патера Ги.
«Если он молился за кого-то, в этом человеке происходила перемена, свершалось чудо, человек менял свою жизнь или избавлялся от... Такова сила его молитвы.» Это слова Андри Луупа.
Патер Ги умер в 2011 году в Финляндии.
Дайла Аас, 2020
28 мая 2016 года мы открыли молитвенную скамейку под старыми вязами в старинном парке Католического центра в Кодазема. Воздух был наполнен пением птиц.
Божий свет сохраняли здесь вот уже восемьдесят лет. Кодаземаский католический центр – это миссионерский центр, обитель, место, посвященное духовности и просвещенности.
С благодарностью посвящаем эту молитвенную скамейку и преклоняемся перед теми, кто день за днем свидетельствовал верующим, что Господь милостлив и милосерден, и миссией которых было восстановление жизненной силы католичества на земле Марии – Эдуарду Профиттлиху, Генриху (Генри) Верлингу, Шарлю Буржуа и Казимиру Канскому – они твердо следовали своей вере, несмотря на переменчивость времен.
Молитва в память Эдуарда Профиттлиха
Испытывая страх
за свою жизнь,
помни,
что и до тебя
испытывали страх,
но твердо стояли
против тьмы
как солнце.
Не требуй милости,
не требуй света,
сам будь милостью,
сам будь светом,
и ты увидишь,
что нет в мире такого,
чего нужно
бояться.
Скамейку освятил отец Артур вместе с матерью Риккардой, сестрами и друзьями монастыря Пирита и единомышленниками.
Источники
Christoph Wrembeck SJ, „Jesuiidid Eestis 1923–1961”, Johannes Esto Ühing, Tartu, 2003.
„Minu kohtumine Venemaaga. Munkpreester Vassili meenutus. Narva–Esna–Tartu–Moskva 1932–1946”. Tõlkinud Tiiu Viirand. Tõlge raamatust: „Ma rencontre avec la Russie. Relation du hiéromoine Vassily. Narva–Esna–Tartu–Moscou 1932–1946”. Buenos Aires, 1953.
http://aitio.eu/files/images/kirikuelu/Kiriku_Elu-1990_7.pdf
http://www.arhiiv.ee/public/TUNA/Artiklid_Biblio/JyrjoIndrek_Magistrivaitekiri_TUNA2000_2.pdf
http://dea.digar.ee/cgi-bin/dea?a=d&d=postimeesew19331117.2.32
http://dea.digar.ee/cgi-bin/dea?a=d&d=esmaspaev19381224.2.16
https://roomakiriku-kaustad.eu/uncategorized/isa-henri-werlingi-kirjad-siberist-tartu-odedele-1946-1949/
https://roomakiriku-kaustad.eu/uncategorized/isa-charles-bourgeois-sj-kodakondsustoimik-aprill-1938/https://www.temuki.ee/archives/1930
Isa Guyd meenutades. Intervjuu Andri Luubiga (intervjueeris Donald Tomberg). Teater. Muusika. Kino, dets. 2018.
https://www.temuki.ee/archives/1932
Eva Koff. Vaikne sõnum. – Teater. Muusika. Kino, dets. 2018.
https://www.efis.ee/et/filmiliigid/id/2/view/Detailed/page/1/free_text/Isa%2520Guy#filters
„Isa Guy”. Režissöör, stsenarist ja operaator Andri Luup. Filmi esilinastus 2018.
https://kultuur.err.ee/863830/tonu-karjatse-filmikomm-kaks-kodumaist-dokumentaali-katoliku-vaimulikest