ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ПУТЬ
с культурно-историческими остановками
от Пирита до Вана-Вастселийна

Маршрут

Каутла

Крупный хутор Каутла на границе Харьюмаа и Ярвамаа расположен на минера-лизованном острове среди болот и верховиков. В нем хозяйствовала семья Линдеманн со своими работниками. Хутор был отмечен в письменах еще в 1574 году (dorp Kautell). Лесные дороги расходились оттуда на Арду, Ярва-Мадизе и Воозе. Месторасположение и настроенность хозяев – причина, почему там собирались из окрестностей мужики, которые укрывались от мобилизации в советскую армию (30 июня был призыв молодых людей 1919–1922 года рождения, и 20 июля мужчин 1907–1918 г. рождения).

Фон событий
В ночь на 10 июля 1941 года на берегу залива Колга в Сальмисту высадилась группа Эрна, которой руководил полковник Хенн-Антс Кург. Группа прибыла из Финляндии на финских судах. Чтобы не напороться на красноармейцев, группа незаметно, насколько это возможно, через леса двинулась в Каутла. У некоторых финских судов проявились неполадки с моторами, поэтому часть из них возвратилась в Финляндию с членами группы Эрна на борту. 22 июля начинали перебрасывать оставшихся в Финляндии членов группы в Эстонию самолетами.
В середине июля в Каутла к группе полковника Курга присоединилась находившаяся в районе Тапа группа эстонских кавалеристов (по разным данным около 15 человек), которые дезертировали теперь из Красной армии. Эстонские кавалеристы носили еще форму республиканского времени, с красными брюками.
Основой для формирования истребительных батальонов был указ, изданный в Москве 24 июня 1941 года. В Эстонской ССР партийный актив приступил к созданию вооруженных защитных отрядов, а позднее, в начале войны между Германией и СССР, истребительных батальонов. В Эстонской ССР вначале начальником оперативной группы истребительных батальонов был начальник Балтийского пограничного округа генерал Ракутин, а последним в 1941 году капитан Михаил Пастернак. Им много помогали местные коммунисты, знавшие местных людей и окрестности. Мотивы предательства были у них разные, включая личную месть.

Кровавые расправы
Говорят, где деяния, там и свидетели. Так оно было и в этом случае.
Несмотря на то, что шла уже эвакуация из Эстонской ССР и организовывалась защита, кто-то должен был видеть, как на берег залива Колга высадились люди, видеть дезертировавших кавалеристов в красных штанах, видеть, как самолеты летели в направлении фронта, видеть сброшенных с них парашютистов, видеть уклонившихся от мобилизации, и так далее. Сопоставив все данные и анализируя информацию, поступившую от доносчиков, не трудно было установить место возможного сосредо-точения этих сил.
31 июля в Арду стояла военная часть из 1000 человек, в Паункюла и Воозе истребительные батальоны из Вильянди и Таллина. Утром в 8–9 часов приступили к облаве. Со стороны Воозе истребительный батальон вела по лесным дорогам в Каутла Алма Ноорвяли, дочь состоятельного хуторянина Хансу из соседнего села Паункюла. В нескольких километрах от Каутла был расположен кордон лесника Саэ, где лесником служил родственник Алмы. Сейчас от кордона сохранился лишь фундамент, а большие деревья, стоявшие у двора дома, вросли в лес. Судьбу лесника и его жены решило видимо то, что они не информировали властей, а может быть и что-то личное. Позднее было установлено, что оба они были коровьими цепями привязаны к постели и заживо сожжены.

Со стороны Воозе в Каутла известие об опасности принесла Хильдегард Папп, которая шла с полуторагодовалой дочерью по озу Лууримяги. В Каутла в то время находились ее муж Освальд и брат Альберт Пооманн.

В Каутла известие о начавшейся облаве принесла со стороны Паункюла какая-то молодая женщина. Полковник Кург поставил на прикрытие эвакуации лагеря с этой стороны лейтенанта Олега Марнота с небольшим вооруженным отрядом. О высокой организованности лагеря свидетельствует вывод без жертв местного населения из «мешка» и местных мужиков из возможных мест сосредоточения.
Среди павших был и лейтенант Марнот.
Воозеские мужики собрались на кладбища в Анна. К сожалению, выяснилось, что среди них был предатель (по словам Альберта Пооманна), и вскоре им пришлось вступить в бой с красноармейцами из Арду. Воозеская группа распалась, часть мужиков стали «лесными братьями». Некоторые из продержались в лесу до смерти Сталина в 1953 году. Среди них были также Альберт Папп и Освальд Пооманн.
В официальных отчетах группа Эрна была объявлена уничтоженной, но на самом деле она проломила кольцо окружения и дала гражданским лицам возможность уйти. 4 августа группа Эрна вместе с «лесными братьями», воюя с противником, превос-ходящим ее по численности, перешла линию фронта.
Наряду с крупным хутором Каутла, как бы в отместку было уничтожено еще 37 хуторов.

Через год, 19 июля 1942 года на месте совместных действий группы Эрна и «лесных братьев» был поставлен памятник – валун, на котором был вырублен текст: «Отсюда бросились в бой против насилия большевизма 19 июля 1941 года группа «ЭРНА» и «лесные братья».»
После восстановления советской оккупации памятный камень был уничтожен, но не окончательно. В 1989 году по инициативе Общества защиты памятников старины памятник был восстановлен как мемориал. 30 июля его освятил пробст уезда Ярвамаа Харальд Мери.

Пришло новое, более мирное время. Но то, что последовало, должно служить нашему народу предупреждением. В сентябре 1989 года камни мемориала были разбиты и облиты красной краской. Через полгода, 5 апреля 1990 года были невероятно жестоко убиты пробст Харальд Мери и его домработница Вальве Клейн. Дом пробста в Тюри был подожжен. Трупы убитых были обнаружены 14 апреля. Убийцы – явно наемники – исчезли на просторах России. Ясно, что все это было проделано для устрашения.

Новый, восстановленный мемориал был открыт 4 августа 1990 года при участии большого количества народа. На этот раз его освятили четыре священника.
Чтобы отметить боевой путь группы Эрна, в 1996–2011 годах проводились военные учения, которые стали международными.

Аго Папп


http://rahvusarhiiv.ra.ee/public/TUNA/Artiklid/2011/Tuna_2011_2.pdf
http://www.hot.ee/tkirik/dessant.htm

 

{$content.banner1.title}