Воозе
Идя от Ветлаского перекрестка дорог в сторону Воозе, через несколько сотен метров мы выходим из леса. Слева на краю дороги растет высокая 300-летняя сосна – сосна Тагасауна (сосна, растущая за баней). Когда-то по инициативе Ральфа Маазикмяэ сосна взята под защиту государства как памятник природы. Отсюда по довоенному делению начинается село Йыэ, где теперь шесть населенных домов. Ныне круглый год дымится только одна труба – из шести хуторов два проданы чужакам, на четырех можно летом встретить наследников местных жителей. Таков результат социально-экономического «развития» последних 60–70 лет. От границы села начинаются холмы, т.н. «горы Воозе», образовавшиеся по краям материкового ледника. С первого же холма уже видны расположенные вдоль улицы дома села Воозе.
Село Воозе было отмечено в датской оценочной книге еще в начале XIII века. В то время размер села был 8 ревизионных гаков, и собственником был вассал Генрик Лотэст (Henricus Lothæst). Название села было Хоэн (Hohen). Позднее встречаются и другие написания (Wosen, Wosel) – в разные времена по-разному. В Воозе распола-галось одно из четырех древних городищ эстов, которое было разрушено в боях в 1495 году. На топографических картах к северу от теперешних границ села было отмечено «городище». Село было нанесено на карту в Ливонском атласе Людвига Аугуста Меллина (Ludwig August Mellin), опубликованном на рубеже XVIII и XIX веков. Это село, где сохранилась сельская школа, в которой была лишь одна классная комната, где учитель учил грамоте одновременно детей от I до IV класса. Уборная была во дворе. Многие пожилые люди окрестных мест научились читать и писать, и получили первоначальные знания о вычислении именно в этой школе. В 1920–1930-ых годах учащихся было около 30.
В то время использовали еще одно классное помещение и начальное образование давали до 6 класса. В здании корчмы зимой тоже работала школа до 2-го класса – считалось, что для сельских жителей этого достаточно. Чтобы сэкономить на дровах, при меньшем числе учащихся зимой пользовались только одной классной комнатой.
Во все времена село Воозе входило в приход церкви, расположенной в Козе (от Воозе до Козеской церкви Святого Николая примерно 18 км). В датской оценочной книге уже отмечен приход Козе. В Козеской церкви крестили детей, совершали обряд конфирмации, венчали и отпевали большинство жителей Воозе. Народ в Воозе был оседлым и миграции почти не наблюдалась.
В Ливонскую войну село Воозе было сожжено. Жители, укрывавшиеся в окрестных лесах, после войны восстановили село. Шведское время и начало реформации принесло с собой много беспорядков. Известно, что 25–26 августа 1595 года в Воозе по инициативе суперинтенданта Давида Дубберха (David Dubberch) отмечали День дворянства Эстонии (рыцарство превратилось в дворянство!). Достигнут был компромисс в деле содействия улучшению церковных условий. Было установлено: по крайней мере один человек из каждой семьи должен присутствовать на воскресном богослужении. Два дворянина из каждого прихода будут сопровождать Дубберха на визитах, и губернатору будет представлен соответствующий доклад. Во время католичества бὸльшая часть высшего духовенства и сельских пасторов происходила из дворянства. После реформации этот процесс почти прекратился и с начала Ливонской войны оборвался приток ученого духовенства из Германии. В пору перемен в Эстонию прибывали лишь полуобразованные авантюристы. Шведское правительство пыталось поправить обстановку, направляя сюда шведов и финнов, но их уровень образования также был ниже, нежели у немцев. Ливов и немногих эстонцев, которым удалось выучиться в заграничных университетах, едва хватало на пасторские должности в городах.
Прилагаемая карта показывает, на каком стратегически важном месте – на перекрестке пяти дорог – поставлена корчма. Произошло это еще в конце Шведского времени. В те времена люди умели ценить древесину и знали, когда следует рубить лес. Благодаря этому старинное здание корчмы стояло до начала XXI века, когда его продали в частные руки, через несколько лет разобрали, пригодные бревна складировали в ожидании европособия в тенистом месте, чтобы затем возродить дом как центр современной истории.
Если в прежние века центром села была именно эта корчма на перекрестке пяти дорог, то в 1928 году местные активисты – добровольные пожарные – решили построить народный дом, который поныне стоит на своем месте. Бревна для строительства народного дома подобрали неподалеку из стен заброшенного лесного хутора. Остальную деловую древесину местные крестьяне пожертвовали из своих лесов. К стройке приступили в 1929 году, и в августе дом был готов.
Благодаря активному старосте села Андрусу Нилиску и его супруге Анне несколько лет назад для реновации народного дома были получены деньги из европейского фонда, и дом обрел привлекательный вид. Еще в советское время с крыши здания убрали башню, предусмотренную для сушки мокрых пожарных шлангов. Шланги свисали с башни в подвал, расположенный под сценой. Еще в подвале хранили пожарное снаряжение (насосы, лестницы, ведра и прочее). В башне когда-то был колокол, напоминавший колокол с морского судна, в который звонили при пожаре. Колокол сохранился, спрятан в надежном месте и выставляется на мероприятиях, связанных с народным домом. Ныне в зале, в котором нет сцены, проводятся сельские праздники и собрания, работают рукодельные кружки.
К концу 2013 года на селе числилось 67 жителей.
Подкрепившись в Воозе – правда, здесь это возможно только едой, имеющейся при себе, так как здесь нет более ни магазина, ни корчмы –, нужно продолжить путь.
Сëла Воозе и Ветла сыграли существенную роль при создании Эстонского государства. 5 и 6 января 1919 года именно здесь происходили переломные бои Освободительной войны. У дороги Воозе–Сайа у реки Ягала стоит памятник Освободительной войны линии фронта Ветла-Воозе-Сайа, который впервые был открыт 20 июля 1930 года. Речь держал государственный староста Яан Теэмант. Памятник был разрушен в ночь на 13 октября 1940 года и вновь открыт 24 августа 1991. Памятник был восстановлен в виде, возможно близком к первоначальному. Это сооружение из природных камней на двухступенчатой бетонной основе. По углам сооружения четыре снаряда, на самом верху пушечное дуло времен Освободительной войны. На плите, вмурованной со стороны реки, текст: «Досюда и ни шагу дальше звучал зов тысяч эстонцев 1918–1920.»
На перекрестке пяти дорог следует свернуть на дорогу в Ниргу и, пройдя мимо школы, направиться на юг. При первой же возможности нужно будет подняться на оз Лууримяги (высота которого 98 м). Это самый высокий холм в Харьюском уезде. Лууримяги – начало озового ландшафта Воозе–Пюхаярве, тянущегося на 17 км. Озы – длинные и достаточно высокие валообразные формы ландшафта, гривы, возникшие из отложений рек, протекавших в открытых трещинах и тоннелях материкового льда. Когда сдерживающие отложения ледяные стены растаяли, остались гривы с крутыми склонами. Сюда мы пришли именно из-за этих живописных форм земной поверхности. Взгляните, как загадочно выглядят эти гривы на топографической карте!
Дальше следует идти тропой, ведущей по гребню оза до карьера Куриссааре. Там можно спуститься на гравийную дорогу или продолжить путь по тропе до Каутла.
Путь обворожителен! И конечная цель опять-таки епископская крепость в Вастселийна.
Аго Папп
http://voose.ee/kyla-lugu-ja-tegemised/