Ветла
Село Ветла расположено на среднем течении реки Ягала. Тут паломник переходит через шоссе Перила–Янеда (в Янеда это шоссе вливается в шоссе Пийбе).
Мост через реку Ягала расположен в месте, где он был до войны. В 1941 году советская армия, отступая, применяла т.н. тактику выжженной земли и взорвала мост. Движение происходило через временный мост, сооруженный на плотине. Ширина его была равна ширине колес грузового автомобиля. Новый мост был построен в 1960-х годах.
Не доходя до моста, справа высится монумент Ветлаского сражения в Освободительную войну, на котором надпись: «Приостановись, обнажи голову. Здесь был отражен враг, покушавшийся на самостоятельность и свободу Эстонии 5–6. I 1919».
В Освободительной войне бой в Ветла был одним из переломных боев, с которого началось большое контрнаступление.
Сохранилось повествование участника Освободительной войны Ханса Пооманна о том, что произошло в Ветла:
«В начале января 1919 года здесь на холме дежурила группа вооруженных местных хуторян, чтобы защитить мост и предотвратить движение в направлении Таллинна примерно 200 бойцам Вильяндиского полка Красных стрелков, которые расположились в имении Янеда (примерно в 9 км) отсюда. (До Таллинна отсюда по дорогам около 55 км.) Сумеречным утром к мосту приблизился отряд разведчиков из 3 человек, носивших на голове буденовки с большой красной звездой. Местные убедились, что за разведчиками никто не следует и уничтожили их. Позднее, говорят, был бой на краю леса, который отделяет село Ветла от Янеда.»
Эти три красных стрелка похоронены на холме, влево от дороги Ветла–Воозе (примерно в 50 метрах от дороги). Место отмечено гранитным камнем с посвящением павшим бойцам Вильяндиского полка красных стрелков.
Памятник Освободительной войне, установленный в Ветла в 1932 году, был разрушен и утоплен в реке в октябре 1940 года. В 1942 году его достали из реки и вновь возвели, но при советской власти его снова уничтожили. К 71-ой годовщине Ветлаского боя памятник был восстановлен в январе 1990 года.
Те, кто еще помнил, что было до Второй мировой войны, и сами участвовали в тех событиях, к сожалению, уже ушли в мир иной, но сохранились их устные воспоминания. В селе Ветла живет Альвар Геллерт, чей дедушка Артур Пунгас был пограничником у Чудского озера.
Газета Päevaleht писала 9 февраля 1938 года: «Вчера, 8 февраля утром в 7 часов наш пограничный патруль вышел из кордона Нина на Эстонско-Российскую границу на Чудском озере для осуществления обычного контрольного рейда. Патруль состоял из начальника кордона фельдфебеля Пунгаса и старшего капрала Кайо. Возчиком патруля был местный житель с лошадью и санями. Пограничная линия, отмеченная на льду озера, находится в 15 километрах от кордона.(...)
Патруль должен был вернуться на кордон вчера вечером в 20 часов. К назначенному времени патруль не вернулся. (...) Ночью около трех часов начальник Гдовского звена пограничной службы Советской России сообщил, что 8 февраля в 16 часов три эстонских пограничника заехали по льду озера вглубь территории России, чтобы вывезти оттуда русских рыбаков на Эстонскую сторону. При этом у эстонских пограничников якобы возникла перестрелка с российскими пограничниками, в ходе которой три эстонских пограничника и их лошадь убиты.»
Все это показалось очень странным, и на Эстонской стороне была немедленно создана комиссия для расследования конфликта. Помощником председателя Эстонской комиссии был назначен начальник Чудского отделения пограничной службы майор Юхан Лабидас. В 1941 году он был в числе первых внесен в список отправляемых в ссылку.
Расследование установило, что пограничники были захвачены на Эстонской стороне в 4 километрах от границы и увезены на моторных санях. След от саней шел на Российскую сторону, где три эстонца были расстреляны из пулемета. У погибшего Артура Пунгаса было семь, у Вальдемара Кайо одиннадцать и у возчика Василия Эва восемь пулевых ранений. Стрельбу слышали рыбаки с острова Пийрисаар. Российская сторона отказалась участвовать в каком-либо расследовании и передала тела погибших эстонцам через три дня 11 февраля.
Жертвы красного террора были похоронены за счет Эстонской Республики. Панихида состоялась в Тарту, в театре Ванемуйне. Правительство Эстонии воздержалось от комментариев по поводу террористического акта соседнего государства. Вскоре вновь подтвердилось, что податливость и уступчивость в отношениях с соседним государством чревато для Эстонии лишь пагубными последствиями...
Тийт Ляэне, газета Maaleht № 7, 11 ноября 1992 г.
На протяжении многих десятилетий в Ветла располагалась одна из многих водяных мельниц на реке Ягала. Не доходя до моста влево от дороги на берегу реки Ягала можно заметить отремонтированный двухэтажный жилой дом. Он построен в 1920-х годах новым собственником Ветлаской мельницы Хуго Пярнамяэ (до эстонизирования его фамилия была Пермассон). В молодости Хуго работал в имении Равила, принадлежавшем до национализации в 1919 году дворянскому роду фон Коцебу, вернее брату известного мореплавателя Отто фон Коцебу (Otto von Kotzebue). На деньги Равилаского помещика Хуго Пярнамяэ выучился в Германии на агронома.
После Освободительной войны Хуго стал собственником водяной мельницы в Ниргу, которая расположена на реке Ягала выше по течению, примерно в 4 км от Ветла. Работая здесь, Хуго сэкономил столько денег, что смог с помощью небольшого банковского кредита приобрести водяную мельницу в Ветла.
Первым мероприятием стала замена старого водяного колеса на две водяные турбины Альфа Лаваль, заказанные в Швеции. Турбины работали до конца советского времени. Реконструированы были плотина и турбинный канал. Большая турбина приводила в действие мельницу, лесопильню и электрогенератор, ток от которой использовался для привода моторов столярной мастерской. Мастерская находилась на противоположном берегу. По окончанию рабочего дня большую турбину останавливали, и в действии оставалась малая турбина, приводившая в действие электрогенератор, от которого электроосвещение имели хутора в радиусе около 2 км. Так как предприятие расши-рилось, и местное население не в силах было покрыть потребность в рабочей силе, были построены два дома для рабочих. Один из них сохранился и стоит вблизи дома, построенного Хуго Пярнамяэ для своей семьи.
Во время последней войны сгорели мельница и лесопильня. В условиях военного времени их быстренько восстановили и надеялись, что после войны их удастся модифицировать.
В 1944 году собственнику мельницы Хуго Пярнамяэ с супругой Лилли и тремя дочерьми удалось уехать в Швецию. Одна из дочерей с семьей позднее перебралась в Австралию, вторая дочь, оставшаяся незамужней, до конца жизни поддерживала в Швеции мероприятия, связанные с эстонцами. Третья дочь Инна живет до сих пор в Швеции в Борасе с супругом Олевом Матизеном и двумя сыновьями. Инна и Олев положили начало двум подфондам Фонда Эстонской национальной культуры. Оба подфонда созданы в память Хуго и Лилли Пярнамяэ и цель их – сохранение и развитие эстонского национального самосознания.
В 2003 году Ветлаская гидроэлектростанция была реконструирована и ныне производит электроэнергию в общую сеть. Рядом с плотиной высятся похожие на призраки руины бывших мельницы и лесопильни – память о предприимчивости людей минувших лет...
Аго Папп
http://soomets.blogspot.com/2009/06/vetla-saekaater.html
http://arhiiv.err.ee/guid/15786