Раазику
Вот мы и в Раазику. Перед тем, как пройти дальше к церкви, остановимся ненадолго у имения Раазику. Как уже было сказано, как только мы вошли в Раазику, сразу по правую сторону от дороги видим руины имения Раазику. Не зная об этом, мы бы их даже не заметили – в глаза бросаются только построенные на месте бывшего ансамбля поместья производственные корпуса.
Исторические документы утверждают, что в 1266 году имение Раазику (Raseke) было закреплено за монахами цистерского ордена. С течением времен владельцы имения менялись много раз. В ХVII веке имение оставалось довольно долго во владении семейства Де ла Гарди, позднее здесь хозяйствовали семейства Таубе, Штакельберг, Бон, Бреверн, а затем Лёвенштерн, за которым имение числилось около 70 лет. Начиная с 1843 года имение принадлежало фон Зиверсам, а с 1899 года фон Штакельбергам, у которых оно в 1919 году было национализировано.
Главное здание имения, построенное Зиверсами, было сожжено в 1905 году, и оставалось в руинах до тех пор, пока в советское время на этом месте были возведены производственные постройки.
Итак, по дороге Техазе (по Заводской дороге) идем до перекрестка. Паломник стоит здесь на перекрестке пяти улиц, как младший брат в какой-то старинной сказке. Рекомендуем ему продолжить путь по Таллиннскому шоссе, которое приведет прямо к церкви.
Высокая башня Харью-Яаниской церкови Крестителя Иоанна видна далеко. В середине ХIX века старое здание церкви было в настолько плохом состоянии, что вместо ремонта было решено построить в Раазику новую церковь. К строительству приступили в 1860 году. Время благоприятствовало делу, деятели прибалтийско-немецкого и эстонского национального движения совместно противостояли главенству православной церкви. Александр II, занявший престол после Николая I, был в этом вопросе гораздо снисходительнее всего отца.
Деньги на строительство церкви поступили в большей части от помещиков прихода, рабочую силу составили местные крестьяне. Участок для строительства церкви выделил Раазикуский фон Зиверс при условии, что остальные помещики выкупят участок и деньги пойдут на покрытие расходов строительства. Самый значительный вклад был сделан Унгерн-Штернбергом из Ания. Церковь спроектировал Фридрих Вильгельм Алиш, по прозвищу Каменщик. Он не имел образования архитектора, и, видимо, именно поэтому в ходе строительства не раз случались неполадки и переделки, – заказчики даже потребовали от него возврата части выплаченного заработка.
Осенью 1863 года новая церковь была освящена в присутствии многочисленных верующих. Крест, подаренный Раазикуским фон Зивером, нес его сын.
Один из присутствовавших описал свои впечатления так:
«Внутри церковь очень светлая, так как с обеих сторон 7 больших окон. Она просторна, должна вместить по численности 12 или 13 сотен человек... В ней нет колонн, которые мешали бы видеть все вокруг. Однако есть две вещи, которые представляют непривычную, чужую картину: месторасположение кафедры и потолок церкви.»
Кафедра первоначально располагалась на стене за алтарем, но уже в 1864 году была перенесена на угол северной стены приходского помещения, как это сделано в большинстве церквей.
В 1869 году помещики подарили церкви новое паникадило на 30 свечей. Люстра, расположенная у алтаря, была перенесена из старой церкви, третье паникадило – дар пастора Харри Рейна. Живопись на алтаре «Христос на кресте» принадлежит кисти О. Фр. фон Мёллера (O. Fr. v. Moeller, 1873).
В 1976 году примечательно высокая башня церкви обрела новую крышу. В башне был повешен церковный колокол весом 18 пудов, который был снова отлит в Таллинне. В 1899 году в Гатчине был заказан другой, 25-пудовый колокол. В 1909 году на месте старого органа, изготовленного в мастерской Густава Норманна, был установлен новый, работы органного мастера Аугуста Тернманна.
Пастор Харью-Яаниской церкови Крестителя Иоанна Яан Нуга пишет о святом, которому церковь посвящена, следующее:
«Наш приход поставил себе в особый пример Крестителя Иоанна. Иоанн родился за полгода до рождения Христа чудом в семье бесплодных до этого священника Захарии и родственницы Девы Марии Елисаветы. Чудом он избежал убиения младенцев, устроенного Геродотом, посвятил себя богу и ушел жить в пустыню, где он одевался в верблюжью шкуру и питался жуками и медом.
Иоанн был послан готовить путь Господу. Вдали от удобств общественной жизни он проповедовал необходимость покаяния, и народ, даже из далеких мест, собирался слушать его. Как и в наши дни, люди испытывали тщетность жизни, направленной на поиск наслаждений, и искали осознания свих грехов. Иоанн омывал обращенных к Господу в водах реки Иордан, в знак очищения их тела и духа. Это было не то крещение, о котором Иисус говорит в конце Евангелия от Матфея и в третьей главе Евангелия от Иоанна, как о рождении семьи Господа из воды и Духа.
Крещение, которое осуществлял Иоанн, можно сравнить с нынешним таинством исповеди, когда человек кается и обретает прощение, что помогает ему вернуться на верный путь в Царство небесное.
Обычно на гербах апостолов изображаются символы, характеризующие их самих, но знаком Иоанна Крестителя является Божий Агнец – Иоанн был послан для подготовки пути именно для него, и он настойчиво этим занимался вплоть до своей мученической смерти. Указывая на Иисуса, Иоанн говорит: «Взгляни, это Божий Агнец, который унесет с собой грех этого мира.» (Иоанна, 1,29).»
МОЛИТВА
О Господи, просим Тебя, спаси нас от штормовых ветров тех перемен, что приносятся в нашу жизнь каждым днем и каждым годом. Помоги построить нашу жизнь на прочную основу: слово Твое и клятву Твою, Твою любовь, о Господи. Чтобы мы, ободренными и поддержанными верой в Тебя смогли выстоять в любой душевной борьбе, которую каждый новый день нам приносит. Пусть Твои непреклонная любовь и уверенность сияют перед нами и помогают нам стать для других светом вселенной и солью земли, так, как Тобою установлено.
Вся честь Господу и да будет мир на земле, приносящий людям радость и спокойствие!
Напротив церкви стоит каменный крест в память о неизвестных могилах, по-священный могилам, о которых мы ничего не знаем – могилам людей, которые погибли в войнах, в лагерях Гулага, в Сибири, – могилам, которые мы не можем посетить.
В церковном саду стоит памятный камень павшим в Первой мировой войне и в Освободительной войне.
Отсюда начинается путь на новое кладбище, заложенное в 1929 году.
Старое здание церкви, построенное в средние века, было снесено после освящения новой церкви. От новой церкви до месторасположения старой церкви около двухсот метров. Мы идем дальше по Таллиннскому шоссе и сворачиваем к церковному имению – пасторату. В конце этой дороги стоит памятный камень старой церкви. Этот памятник состоит из трех доломитных блоков, на среднем изображен агнец с венцом и крестом и начертано: «Здесь располагались старая церковь Харью-Яаниского прихода и кладбище XIV–XIX веков». Памятник стоит на месте, где в старой церкви был алтарь.
Харью-Яаниская церковь впервые упоминается в письменных источниках в 1322 году. На большом церковном колоколе была дата «1400». Жизнь человека на протяжении веков была тесно связана с церковью, связь эта не прерывалась даже после ухода из мирской жизни, так как усопших хоронили не только в церковном саду, но и в самой церкви.
Часовня, фундамент которой виден и в наше время, была построена в 1777 году, вскоре после того, как правительство установило запрет на захоронение усопших в церкви. В часовне четыре места для захоронения: для помещика, прихожан из числа немцев, пастора и церковного старосты. Два креста сохранились до наших дней.
Здание пастората было освящено в 1782 году. Построил его Баранофф из поместья Пикавере. Он осуществил строительные работы (под управлением немецкого мастера) за три года, вместо предусмотренных четырех лет.
До старого Харью-Яаниского кладбища нужно пройти еще немного по Таллиннскому шоссе. Старое кладбище было заложено в 1845 году, часовня там была построена в 1853 году. Здесь могилы Штакельбергов из Хальява, семейства Баранофф из Раазику и Арукюла, Унгерн-Штернбергов из Ания. Кладбище с течением времени было расширено, на старых могилах произведены повторные захоронения.
Пора покинуть старое кладбище, оставить его в тиши ушедших времен, и направиться обратно к железнодорожной станции. У перекрестка Таллиннского шоссе и улицы Выйду, обратите внимание на памятный камень, посвященный первому упоминанию Раазику в исторических документах.
Перед нами железнодорожная станция Раазику. Прибалтийская железная дорога, построенная по инициативе Александра фон дер Палена, который был родом из Эстонии и принадлежал к приближенным российского царя, оказала большое влияние на развитие Раазику. Это была первая остановка поезда, выехавшего из Таллинна. Железная дорога позволила вывоз местной продукции сельского и лесного хозяйства на более дальние расстояния и активировала местную жизнь. Сегодняшний поселок Раазику стал развиваться вблизи железнодорожной станции и расширяться в сторону церкви.
Вблизи железнодорожной станции достойна внимания водонапорная башня в историчном стиле (1870 г.).
Корчма и почтовая станция Пальги – одни из немногих сохранившихся старинных зданий в Раазику. До 1870 года ямщики могли перекусить в корчме и пропустить рюмочку-другую, а лошади передохнуть.
В Раазику путник может пополнить свои пищевые запасы. Кто знает, когда опять на пути попадется магазин, а здесь продовольственных магазинов даже два.
В Раазику есть и почта.
Аго Папп и Дайла Аас, весна 2016 года
Источники:
Julius Põldmäe. „Harju-Jaani kihelkonnad läbi aegade”. Tallinn, 1992.
Vaino Napp. „1863. Uus kirik Raasikul”.
https://www.geni.com/people/Harry-Johannes-Rein/6000000014596801029