ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ПУТЬ
с культурно-историческими остановками
от Пирита до Вана-Вастселийна

Маршрут

Епископское городище Вастселийна

Быстротечная речка Пиуза спускается с Хааньяской возвышенности и протекает через поселок Вастселийна, затем русло ее выписывает первую большую дугу, и устремляется на восток. Тут в Пиузу справа впадает ручей Меэкси, берущий начало в Сетумаа. Именно в этом месте образовался высокий мыс с крутыми откосами, на котором возвышаются уже много столетий развалины Вастселийнаского городища.

Сегодня развалины крепости скрыты пышной растительностью парка имения, поэтому путник, который подходит к ним с запада, замечает их в самый последний момент. Но какое-то особое предчувствие охватывает путника, не доходя до этого места километров за семь – когда он, подъезжая по Вырускому шоссе, попадает к Вастсе-лийнаской церкви. Кругом по-прежнему высокие гряды и долины Хааньяской возвышенности, покрытые полями, перелесками и селами, которые могущественная долина Пиузы разбросала по холмам, синеющим справа, слева и далеко впереди. Великая природа, творение Великого Творца!

О том, когда именно человек по зову природы возвел здесь свой дом, достоверные сведения отсутствуют. Однако, можно думать, что городище древних эстов возвы-шалось на этом мысе до христианской веры. Прибалтийско-немецкий историк В. Штафенхаген (W. Stavenhagen) утверждал, что крестоносцы начали укреплять холм на мысе еще в 1273 году, во время Тартуского епископа Фридриха фон Хазельдорпа, государство которого простиралось до этих мест. Особенно крупномасштабные работы по укреплению городища были предприняты в 1342 году в связи с опасением нашествия русских войск и по требованию магистра Лифляндского ордена Бурхарда фон Драйлебена (Burchard von Dreileben). Между долинами реки Пиузы и ручья Меэкси вырос доселе не виданный прекрасный и мощный замок с двойными стенами и высокими башнями. В историю он вошел как Вастселийнаский или по-немецки Нойхаузенский замок, к названию которого в латинском тексте добавлялось: castrum fortissimum in tota patria – мощнейший замок во всем отечестве. Стоит отметить, что в тот же день, 25 марта 1342 года, в благовещение, в 40 километрах южнее приступили к строительству другой пограничной крепости, которая до нашего века носила имя Мариенбург – город Марии. Теперь мы знаем это место под латышским названием Алуксне. В старинных документах Вастселийна также называлась на нижненемецком языке unzer leven frowen borch.

Мы знаем, что если высшие силы не берут город под свою защиту, не помогут никакие стены. Средневековый человек ждал этому подтверждения. Однажды сентябрьской ночью 1353 года из пустой капеллы замка, расположенной на втором этаже главной башни, послышалась прекрасная музыка, и капелла была охвачена чудесным сиянием,
исходившим от двух восковых свечей, которые зажглись сами собой. Крест отделился от северной стены алтаря и стоял посреди алтаря без единой опоры.

Об явлении нельзя было умолчать, и уже в январе следующего года Главный епископ Риги Фроммхольд фон Фиффхузен (Frommhold von Vyffhusen) направил письмо соответствующего содержания папе Иннокентию VI. Письмо это доныне хранится в Авиньонском реестре петиций. К знаменитому Кресту в Вастселийна начался поток паломников из Эстонии, Латвии, Германии и прочих мест. Папа Иннокентий VI объявил паломникам, побывавшим в Вастселийна, 40-дневное отпущение грехов. Папа Евгений IV возобновил это постановление в 1432 году. Паломничество продолжалось в XV и в XVI веках. Вастселину на латышском языке так и назвали Крустпилс, то есть Замок Креста.

Началась Ливонская война – самая разрушительная из войн того периода в наших краях. Опасаясь шпионов, ворота крепости закрыли для паломников. Паломникам рекомендовали кланяться с восточного склона долины Меэкси двухметровым крестам, вмурованным в стену для украшения верхней части северо-восточной башни.

29 июня 1558 года русские войска захватили Вастселийну, храбро оборонявшуюся шесть недель. Лишь в 1582 г. польскому королю Стефану Баторию удалось отвоевать крепость и восстановить католическую церковь. Католическая церковь продержалась здесь, несмотря на продолжающуюся войну, до августа 1625 года. Эстонцев осталось в живых всего около 90 000 душ, от Вастселийна и других более крупных городов остались одни руины.

DSC05930.JPG   DSC05943.JPG

При правлении Шведских королей восстановилась численность эстонцев, но не восстановилась католическая церковь. Онако излучающее свет изображение Святого креста сохранилось в печати Лютеранского прихода Вастселийнаской церкви, и ее изображения высотой в человеческий рост в верхней части северо-восточной башни ясно различимы и сегодня.

Пока мы говорили о Вастселийна как пограничном укреплении епископского государства. Но и по ту сторону долины Меэкси Эстония продолжается – там расположена Сетумаа, земля народности сету. Народ ее в течение многих веков жил под властью Российского государства, исповедует православную веру, но считает себя народом Земли Марии. Именно там многие Вастселийнаские предания продолжали жить после реформации.

На берегу ручья Меэкси, примерно в шести километрах вверх по течению от городища расположен валун Святого Иоанна, на котором согласно преданию спал Иоанн Креститель. В русских источниках в 1561 году валун назывался «теплым камнем». В начале ХХ века о камне писал профессор М. Й. Эйзен. Многие, многие поколения зажигали на Иванов день на валуне свечи, приносили сюда дары растительного и животного происхождения и якобы получали исцеление от болезней и прочих невзгод.
Нельзя не заметить, что сейчас камень состоит как бы из нескольких частей. Согласно преданию Вастселийнаскому помещику не нравилось, что люди народности сету устраивают сборища на его земле, и он приказал взорвать валун и вмуровать его куски в стену его хлева. Вскоре в хлеву начал падать скот. Не помогло ничто иное, как размуровать камни и отнести их на свое место.

Вблизи валуна в наше время была построена Меэксиская православная церковь и Иванов день по старому календарю (7 июля) стал днем ее ангела. В тот же вечер на высоком холме Куксина отмечается Церковный праздник (сету называют его «кирмас», по-немецки Kirchmesse, Kirmes). С холма открывается еще более живописный вид на Вастселийну, чем с далекого противоположного склона долины, о котором говорилось в начале.
Это волшебство, проявившееся еще при создании мира, остается с нами до конца веков.

Валдур Раудвассар


http://register.muinas.ee/?menuID=monument&action=view&id=13603

 

{$content.banner1.title}